Начальник 14 ПСО ФПС ГПС Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан
полковник внутренней службы Хайсаров Марат Шургалеевич
Заместитель начальника 14 ПСО ФПС ГПС Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан
майор внутренней службы
Решетников Евгений Александрович

НОВОСТИ 14 ПСО ФСО Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан
Как поддержать ребенка во время дистанционного обучения на период пандемии коронавируса
Friday, April 24, 2020
Небольшой гайд о том, как пережить это время с детьми.
Как в России, так и в Башкирии массовый карантин. Детей перевели на дистанционную учебу. Теперь родители для них не только мамы-папы, но и педагоги, аниматоры и сотрудники своих предприятий. «Как в такой ситуации пережить это время с детьми с наименьшими последствиями психологического состояния?» - спросили меня коллеги по работе.
Дистанционное обучение – серьезный вызов для детей и родителей, жесткий тест на степень самостоятельности и ответственности детей, на умение организовывать свою жизнь и управлять ею. При этом дистанционное обучение можно воспринимать и позитивно – как возможность для ребенка, особенно старшеклассника, учиться самому быстрее, чем в школе.
Несколько практических советов:
- объяснить ребенку, что такое режим самоизоляции. Дети не всегда правильно понимают, что это. Помочь ребенку в первую очередь могут только родители. Объяснить всю опасность, которую несет заражение этим вирусом. Самое главное нужно помнить, что тревога детей зарождается от тревоги родителей, так, что не надо создавать панику. Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет-сетей! Проведите беседу на тему гуманизма, так как это касается не только собственного здоровья, но и здоровья   наших бабушек, и дедушек, которые находятся под большой угрозой. 
- важен уважительный диалог и дружелюбное общение. Поддерживайте ребенка! Главное, не путайте с заботой. Забота — это когда вы помогаете ребенку решить его проблемы с помощью собственных сил и ресурсов. В этот момент мы делаем не вместе с ребенком его домашнюю работу, а за него. При положительном результате домашнего задания может сложится такая ситуация, что ребенок не будет знать, как решается то или иное задание. Поэтому важно не делать вместо ребенка, а делать вместе с ним. Это и есть поддержка, когда вы указываете, что у ребенка есть силы, какие-то потенциалы, что он достаточно умный, достаточно развитый и т.д. Обсудите с ним, что ему поможет, а что будет мешать во время обучения, что у него получается, а что пока нет. Не забывайте про обратную связь и хвалите его за заслуженные успехи, и не скупитесь на объятия.
- научитесь правильно конфликтовать. Времени на самоизоляции стало гораздо больше, поэтому это неизбежно ведет к конфликту. Бывает такое мнение в семье, что дети не должны видеть конфликтов. Это ошибочное мнение, важно правильно конфликтовать в семье. Если ребенка полностью исключить из атмосферы конфликта, то рано или поздно это все равно произойдет и ребенок будет просто шокирован увиденным. Обязательно изучите литературу про конфликтологию, используйте самые простые приемы для того чтобы вам выдерживать хорошую атмосферу дома и проходить эти конфликты без психологических травм. Если у вас есть недовольство к ребенку, нужно сказать это, но сказать так, что вы не недовольны ребенком, а вы расстроены тем, что ребенок сделал. Это очень большая разница. Вы сообщаете, что вы его любите и вместе с тем говорите, что вас огорчает поступок ребенка. Не сам ребенок вас расстраивает и огорчает, а именно его поступок.
- естественно, соблюдайте режим дня. Составьте наглядный распорядок дня и недели, это поможет ребенку и создаст ощущение предсказуемости. Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу. Помогите ребенку составить план на каждый день, а вечером подробно его проговорить и мысленно представьте план завтрашнего дня. Важно, чтобы у школьника перед глазами были часы, которые фиксировали бы окончание запланированного периода. Полезно разбить работу на отрезки по 20-30 минут, между ними делать пятиминутный перерыв, в который можно заниматься чем угодно. Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую вы получаете от классного руководителя и администрации школы.
-правильно организуйте рабочее место. Все необходимое должно быть в зоне доступности руки, в то время как мобильный телефон и другие гаджеты – вне рабочей зоны. Экспериментально доказано: если смартфон находится в зоне досягаемости, пусть даже в выключенном состоянии, ребенок намного хуже решает математические задачи по сравнению с ситуацией, когда смартфон лежит в другой комнате.
- дозированное использование гаджетов. Когда у детей появляется много свободного времени многие погружается в виртуальный мир с помощью телевизоров, компьютеров и смартфонов. Посоветуйте ребенку избегать социальных сетей, переполненных «информационным шумом», а иногда и дезинформацией.
- позаботьтесь о себе. Как на борту самолета, сначала мы одеваем маску себе, потом только ребенку. Так и в жизни прежде чем дать ребенку позитивное воспитание, прежде всего надо позаботится о своем эмоциональном и психологическим состоянием. Если вы научитесь поддерживать и успокаивать себя, ребенок этому научится тоже.
Главное – сохраняйте спокойствие и адекватное отношение к происходящему.
Психолог отделения ФПС ГПС
по психологическому обеспечению
ОМПО УМТО Главного управления
МЧС России по Республике Башкортостан                                  Л.А. Алимгузина